Б. И. В е р к и н ,    к а к и м     м ы     е г о     п о м н и м    

Книга
ЛЮДМИЛА ИЕРЕМИЕВНА КАТРУНОВА (ВЕРКИНА),
сестра Б.И. Веркина

Наше детство прошло в большой дружной семье. Наша мама, Веркина (урожденная Пряникова) Мария Константиновна, осталась без отца, когда ей было девять лет. В основном ее воспитывали тети, Елена Михайловна и Анна Михайловна. Моя мама была большая труженица, работала с детских лет. Елена Михайловна, которая держала мастерскую по пошиву верхней одежды, научила ее шить, и мама, выполняя определенную часть работы по пошиву, самостоятельно зарабатывала деньги на учебу. После окончания гимназии и затем трехгодичных фрейбелевских курсов Мария Константиновна получила право работать учителем в женских гимназиях, руководить детскими садами. В 1917 году мать вышла замуж за Веркина Иеремию Степановича. Он, как и дедушка, женившись на матери, взял в семью бабушку Машу и двух ее сестер — бабушек Лену и Анюту. Все жили в том же доме на Плехановской, 19. Отец обложил его кирпичом и покрыл крышу железом. В этом доме мы и выросли.

Мама была очень хорошим педагогом. Она работала учителем в гимназиях Немеровича-Штермана, Желноренко, гимназии работников Харьковского паровозного завода, три года заведовала детским садом, затем работала учителем начальных классов и географии в 5—7 классах в школах г. Харькова. Параллельно с работой она продолжала учебу на дефектологическом факультете Всеукраинского института повышения квалификации учителей. По окончании несколько лет проработала в специализированной школе для больных детей (школа № 54), на Сабуровой Даче. Многие годы была завучем начальных классов в школах № 36 и 19. Работая в школах, организовывала внеклассные мероприятия, в летний период работала с детьми в лагерях, на площадках. У Марии Константиновны были «золотые руки». Она хорошо рисовала, самостоятельно шила костюмы для выступлений детей, составляла сценарии, мастерила декорации, игрушки. Все праздники у нас дома отмечались очень интересно. В домашнем театре ставились спектакли, для которых мама с нашей помощью делала костюмы и декорации. На наших праздниках всегда было много детей, все веселились от души. В 1952 году мама вышла на пенсию.

Наш отец, Веркин Иеремия Степанович, родился в 1890 году на хуторе Галушкино Филоновской станицы Хоперского округа возле Царицына в семье селянина-казака. Семья была большая, отец был младшим ребенком.

Он окончил сельскую церковно-приходскую школу (учился 3 года), затем поступил во второклассную учительскую школу. Его отец умер рано, и Иеремия с 14 лет был вынужден зарабатывать себе на жизнь и учебу. Он освоил переплетное дело и написал книгу «Руководство по переплетному делу» (было два издания). После окончания второклассной школы отец поступил в Полтавскую учительскую школу (семинарию). На учебу и жизнь по-прежнему зарабатывал переплетением книг и репетиторством. Окончив семинарию, проработал год учителем в трехклассной школе при станции Миллерово. Затем уехал в Петербург, где поступил на годичные курсы землемеров при Высших политехнических курсах. По окончании их в 1911 году его назначили помощником землемера в Харьковской губернии. Отец очень много читал, стремился получить как можно больше знаний. Сдал экзамены на должность учителя начальных училищ. В 1913 году оставил работу землемера и начал учительствовать в начальных городских школах. Затем заведовал рядом школ в Харькове и одновременно преподавал на Высших фрейбелевских курсах, учрежденных А.А. Мартыновой.

Работая, отец все время совершенствовал свое образование: сдал экзамены за 8 классов гимназии, изучил иностранные языки на курсах (немецкий, английский, французский), прослушал два курса физико-математического факультета Харьковского университета, а затем четыре курса физико-математического факультета Харьковского педагогического института. С 1920 года совмещал преподавательскую работу с работой в Наркомпросе УССР. Был заведующим отделом по подготовке социального воспитания, заведовал курсами инструкторов по педагогическому образованию, руководил отделом опытно-показательных учреждений, был инспектором при Главсоцвосе НКО УССР, референтом государственного научно-методического комитета НКО, работал в комиссии учебников и наглядных пособий. Работая в Государственном научно-методическом комитете, особое внимание уделял физике, так как его работа здесь сочеталась с практикой преподавания физики в средней школе, профшколе, рабфаке. Здесь же отец ознакомился с постановкой преподавания физики в высшей школе. Эта работа способствовала повышению его квалификации.

Начиная с 1930 года и до конца своей жизни отец преподавал физику в разных вузах Харькова, работая ассистентом, доцентом, профессором, заведовал кафедрой физики в ряде вузов. Им были организованы кафедры физики в Харьковском геодезическом институте, в Харьковском инженерно-экономическом институте, в Харьковском текстильном институте, Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ). В память об Иеремие Степановиче Веркине большая физическая аудитория в ХИИТ носила его имя, там висел его портрет. И до настоящего времени, отмечая юбилей института, вспоминают о нем. Отец в вузах Харькова проработал более 20 лет. Много сил, знаний и здоровья отдал обучению и воспитанию молодого поколения.

Отцом было написано и опубликовано много статей по вопросам народного образования, учебников, планов. Иеремия Степанович Веркин перевел на украинский язык лучшие учебники по физике того времени (Крушевского, Егорова, Сахарова); сделал обзор учебной и вспомогательной литературы по физике; перевел ряд статей из немецких журналов, касающихся вопросов постановки преподавания физики; составил типовую программу по физике для рабфаков и многое другое. Его научные разработки печатались в журнале «Путь просвещения». Отец был членом редакционной коллегии журнала «Освіта».

Иеремия Степанович не просто занимался наукой, а любил ее. Круг его интересов был очень широк. Многому он учился сам. Книги были его лучшими друзьями и учителями. Им была собрана большая техническая библиотека по математике и физике. Отец очень любил литературу, искусство. В доме у нас была прекрасная библиотека классиков русской и зарубежной литературы. Он много читал, любил стихи, сам писал их. Написал два тома стихов, которые пропали во время войны. Когда мы подросли, родители продали библиотеку, купили рояль, чтобы обучать музыке Бориса и меня.

В 1946 году у отца произошел инсульт. Он стал инвалидом, но, несмотря на это, много читал, продолжал писать статьи по физике (левой рукой). Министерство просвещения за большой вклад в работу в области просвещения назначило отцу пожизненно персональную пенсию. Умер отец 7 апреля 1952 года.

В семье Веркиных было трое детей. Борис родился в 1919 году, в 1922 году — Владимир, а в 1925 — я (Людмила). Володя прожил всего 2,5 года, заболел тяжелой формой скарлатины и умер.

Вместе с нами жили не только наша бабушка, но и две ее сестры, таким образом, в семье было три бабушки. Отец их любил, заботился о них. Бабушка Маша (мать матери) вела хозяйство, бабушка Лена в основном занималась с Борисом, а бабушка Анюта — со мною. Мать и отец были красивые люди как внешне, так и внутренне. Они любили литературу, искусство, музыку, науку, увлекались историей, любили людей. Они много работали, но все свободное время отдавали нам: обсуждали прочитанные книжки, водили на концерты, в театр. Помню, как в саду имени Тараса Шевченко проходили бесплатные симфонические концерты под открытым небом. Мы старались не пропустить ни одного концерта. Нам прививали любовь к музыке, учили понимать ее. По воскресеньям к родителям приходили друзья. Большинство из них были интересными, высокообразованными людьми. Очень близкими друзьями была семья Марченко. Их дети: Митя, Сережа, Володя, Ирочка вместе со мной и Борисом организовывали игры, ставили спектакли, проводили новогодние елки. Это все проходило под руководством нашей мамы. Их мама, Ольга Федоровна, была для меня второй мамой. А Ирочка, когда мы уже повзрослели, часто бывала у нас, читала свои стихи, повести. Она была очень интересным человеком, прекрасно знала историю, литературу. Бывало, начнет рассказывать — заслушаешься.

Родители поддерживали дружеские отношения с соседями. Часто по вечерам они собирались за чашкой чая с вкусным пирогом, а мы (дети) в это время устраивали для них концерт: играли на фортепиано, читали стихи, в том числе и свои.

Летом родители с Борисом куда-нибудь уезжали, много путешествовали. Например, на Кавказе пешком прошли через Клухорский перевал. Объехали все побережье Крыма, путешествовали по Волге, Дону. Меня, поскольку я была младше, оставляли с бабушками.

Родители стремились вырастить нас всесторонне образованными людьми. С детства нас учили музыке, рисованию, немецкому языку.

Бориса учили музыке у лучших преподавателей: последним был профессор консерватории Лунц. Любовь к музыке Борис пронес через всю жизнь. Но встав перед выбором: быть музыкантом или физиком — он выбрал физику, хотя музыку не оставил и любовь к ней, понимание и знание ее пронес через всю жизнь. Он чувствовал музыку, сам прекрасно играл. Недаром во ФТИНТ им была организована и действовала «филармония физиков». Любов к музыке Борис привил и своей дочери Татьяне. Она стала профессором, заслуженным деятелем в области музыки, сейчас она ректор Харьковского университета искусств им. И.П. Котляревского. Она благодарна отцу, недаром проводимые ею ассамблеи посвящаются отцу.

Бориса и меня также учили рисованию, водили в музеи. Мы хорошо рисовали. Помню, как мы с ним соревновались: кто из нас лучше нарисует тот или иной портрет, увеличив его с оригинала. Любовь к искусству Борис пронес через всю жизнь. Он собрал очень хорошую большую коллекцию репродукций картин (в открытках) и большую библиотеку альбомов и книг с репродукциями великих художников и скульпторов. Кроме того, им была собрана очень большая библиотека, в которой были книги русских и зарубежных классиков, книги по истории и географии, техническая литература.

Немецкий язык мы учили с раннего детства сначала с учительницей Эмилей Робертовной, которая приходила к нам домой, затем в немецкой школе. Борис окончил 8 классов, я — 2. Школу закрыли, а нас перевели учиться: Бориса в 9-й класс 33-й школы, а меня в школу № 53. Борис проучился в 33-й школе всего лишь год, сразу после 9-го класса сдал блестяще экзамены в Харьковский государственный университет, и уже в 15 лет был студентом физико-математического факультета.

У Бориса, как и у отца, была большая тяга к знаниям, причем она была многогранной. Учился он всегда отлично. Познавал литературу, искусство, историю, географию, музыку, технику. Его интересовало все. Он прекрасно играл в шахматы. Помнится, в детстве Борис, чтобы научиться играть в шахматы, разбирал шахматные партии, но поскольку самому это делать неудобно, он решил научить играть в шахматы и меня. Вначале, чтобы меня заинтересовать, он играл без ряда фигур (снимал то ферзя, то слонов, то ладью, то коня и т.д.), а затем мы уже вместе разбирали партии. Как старший брат Борис всегда опекал меня. Эта дружба, забота прошла через всю нашу жизнь.

Женился Борис в 18 лет на студентке химического факультета Лидии Ивановне Коваленко. Она училась на четвертом курсе, а он — на третьем. Лида хорошо пела, Борис ей аккомпанировал. Теперь и ее друзья стали желанными у нас. В доме опять начались концерты, всегда было весело, интересно. Когда Борис собрался жениться, родители решили, что его семья будет жить в нашем доме. Еще у нас жил и учился в вузе племянник отца Федор Иванович Сазонов. Моим родителям он был как сын. Часто гостили две сестры отца — Лукерья Степановна и Алена Степановна.

На четвертом курсе (1939 г.) Бориса мобилизировали в армию. Вернувшись, он отлично сдал все зачеты и экзамены за четвертый курс. Началась Финская война, но на нее Бориса уже не призвали, так как он был студентом пятого курса. В 1940 году он с отличием закончил физический факультет Харьковского университета.

В 1939 году у Бориса и Лиды родилась дочь Наталья, но она прожила недолго. По роковой случайности погибла, когда ей было немногим больше года. Борис в это время сдавал госэкзамены. 21 июня 1941 года Бориса вновь призвали в армию. 22 июня началась Великая Отечественная война, а 23 утром у него родилась вторая дочь. Ее тоже назвали Натальей. Это Наталия Борисовна Силаева, кандидат физико-математических наук.

Бориса с призывного пункта отпустили в больницу посмотреть на родившуюся дочку. Через день его отправили на фронт. Он прошел войну старшим лейтенантом в пехоте. Во время боев за Сталинград был ранен и заболел в госпитале сыпным тифом. При эвакуации госпиталя за Волгу их разбомбили. Бориса сильно контузило. После ранения и контузии был списан из действующей армии и направлен в Новочеркасское суворовское училище, где работал политруком вплоть до возвращения его в Харьков летом 1946 года. С этого момента начинается его научная карьера.

Лида с дочкой Наташей до эвакуации жила с нами. В эвакуации она нашла сестру отца Алену Степановну и жила у нее с Натальей на станции Филоново Ново-Анненского района. Вернувшись из эвакуации, они опять жили у нас до получения квартиры. В 1946 году у них родилась вторая дочь — Татьяна.

У Бориса всегда было много друзей. Двери нашего дома были открыты для всех. С некоторыми из них он всю жизнь поддерживал отношения, и теперь, когда его нет, они поддерживают отношения с его детьми.

Родители воспитали в нас любовь к людям, стремление к знаниям, доброту, взаимопомощь, справедливость. Несмотря на разницу в возрасте (6 лет), мы прожили жизнь в любви друг к другу, дружбе, взаимопонимании и взаимовыручке. Борис любил мою семью, был дружен с моим мужем. В трудные минуты мы были всегда вместе, помогали друг другу.

©Физико-технический институт низких температур им. Б.И. Веркина НАН Украины, 2007