жена Б.И. Веркина Идея большого конференц-зала с хорошей акустикой, где можно будет устраивать также и музыкальные вечера, была заложена еще на начальном этапе проектирования института. Был куплен рояль, оборудована сцена и, несомненно, было большое желание Б.И. Веркина повысить культурный уровень молодых ученых, сделать ФТИНТ научным и культурным очагом в городе. Толчком к началу концертной деятельности в стенах института было знакомство Бориса Иеремиевича с Игорем Никоновичем, замечательным пианистом, глубоким и интересным человеком, моим соучеником по консерватории. Однажды, в разговоре о Серебряном веке русской культуры, выяснилось, что Борис Иеремиевич интересовался творчеством Александра Скрябина. Ему хотелось послушать произведения Скрябина в хорошем исполнении, а лучшего скрябиниста, чем Никонович (ученик Нейгауза, друг Софроницкого, тесно связан с домом Скрябина и женат на внучке Скрябина) трудно себе представить. Игорь Никонович, или Гарик, как мы все его звали, был буквально пропитан эстетикой Серебряного века и в консерваторских кругах слыл, бесспорно, лучшим скрябинистом (он играл всего Скрябина). Я пригласила Гарика домой поиграть Скрябина для знакомых физиков. Борис Иеремиевич пришел с Наумом Моисеевичем Рейновым и писательницей Ириной Радунской (она опишет этот концерт в очерке, помещенном в одном из номеров журнала «Смена»). Скрябин в исполнении И. Никоновича произвел большое впечатление на всех. У Бориса Иеремиевича тут же возникло желание (как всегда — сразу, немедленно) поделиться восторгом со своими друзьями и коллегами, с молодежью. Он пригласил Гарика выступить во ФТИНТ, что и произошло, положив начало концертам в конференц-зале института. Для первого концерта были выбраны поэмы, прелюдии, этюды и сонаты: № 3, № 4, № 5. С этого концерта, состоявшегося в 1965 году, и началась «филармония физиков». За этим концертом последовали сольные концерты московских и харьковских исполнителей, артистов харьковской оперы, среди которых были Нона Сур-жина, Александра Арцемюк, Николай Манойло, Валентина Арка-нова, Ирина Яценко и многие другие. С сольной программой, посвященной А. Блоку, выступил заслуженный артист Украины Роман Алексеевич Черкашин. Лауреат международных конкурсов пианист Игорь Жуков и всемирно известная Елена Образцова также давали здесь сольные концерты. Елена Мулова, лауреат I премии конкурса имени П.И. Чайковского, сыграла здесь свой последний концерт перед отъездом за границу. Часто по просьбе Б.И. Веркина во ФТИНТ проходили концерты оркестра филармонии под управлением И. Шпиллера и позже А. Колобухина. Конференции в институте заканчивались концертом оркестра — всегда это было очень торжественно и празднично. «Филармония физиков» имела большой успех у харьковской интеллигенции. Концерты были бесплатными, вход — свободным. Часто по просьбе Б.И. Веркина артисты, приезжавшие в городскую филармонию, давали концерт бесплатно в «филармонии физиков» для ученых. Публика, прослышав о бесплатных концертах во ФТИНТ, предпочитала их. Зал всегда был полон. Борис Иеремиевич любил общаться с артистами и учеными после концерта в своем кабинете, считая такое общение взаимно интересным и полезным. За длинным столом устраивалось чаепитие, велись интересные беседы. Часто после дружеских бесед за чашкой чая возникало желание послушать что-нибудь «на бис». Все возвращались в зал и начиналось третье отделение «для души». Такие концерты-встречи всегда оставляли теплый след в душе всех, кто присутствовал на них. Борис Иеремиевич обладал удивительной способностью создавать обстановку домашнего уюта, интеллектуального интереса и душевной теплоты. Он с уважением относился к творчеству артистов, и ему всегда отвечали признательностью и симпатией. Борис Иеремиевич считал, что искусство расширяет и углубляет культурный кругозор и духовно обогащает ученых. Трудно переоценить роль «филармонии физиков» в духовном и эстетическом воспитании харьковчан. |